Наталья Стрельцова — Особый свет родной правды

  

«Его картины светились особым светом родной правды», — говорил о картинах Прянишникова великий Репин.

Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской губернии в большой семье мелкого купца. В 10 лет мальчика отправили в Москву к дяде, где Прянишников с его помощью поступил на учебу в Училище живописи ваяния и зодчества, которое находилось рядом с домом. Но проучился он там всего лишь год: со смертью дяди учебу пришлось оставить, и Прянишников устроился работать помощником в чайной лавке Н.Т. Волкова.

И все же, когда ему было 16, он исполнил свою давнюю мечту о занятии живописью, и не отказывался от нее никогда, несмотря на все трудности, с которыми сталкивала его жизнь. Родные не одобряли его увлечение, жить ему было негде, платить за учебу — нечем. Начинающий художник писал образа для церкви, чтобы прокормить себя, а учитель рисования помог ему с жильем, пригласив жить к себе в небольшую казенную квартиру, в которой уже жил другой будущий известный художник — Перов. Учитель Васильев помог ученику добиться бесплатного обучения, а затем помог и с работой в мастерской Перова, когда тот уехал.

С Перовым они стали друзьями, и многие годы поддерживали друг друга, вместе снимали квартиру, когда Васильев лишился казенного жилья. Ходили в Троице-Сергиеву лавру, зимой носили одну шубу по очереди. И даже когда Прянишников позировал Перову для картины «Приезд станового на следствие», ему важно было не позирование, а общение. В следующем 1858 году он сделал копию с перовского «Приезд станового», заинтересовавшись этой темой; картина участвовала в выставке 1859 года, на которой также был представлен ряд копий, сделанных Прянишниковым с картин западноевропейских мастеров.

4

Василий Перов. Приезд станового на следствие. 1868

Многообразие общественно-политической и художественной жизни в Москве давало для творчества богатый материал, однако наиболее ранние картины Прянишникова, дошедшие до нас, относятся к 1864 году. Это «Чтение письма в овощной лавке», за которую он получил серебряную медаль второго достоинства от Академии художеств, и «Мальчик-коробейник». Мировоззрение художника формировалось в годы освободительного движения, отмены крепостного права и назревания революционных настроений. Политическое воспитание общества легально возможно было только через искусство, и художники второй половины XIX века, работавшие над острыми темами современности, живо обсуждали поиск социальной справедливости и борьбы с пережитками крепостничества, утверждение прав и достоинств простого человека.

В Москве Малый театр был первым, который осознал свое гражданское значение. Каждый новый спектакль горячо обсуждался студентами училища, многие из них имели личное знакомство с артистами и пользовались контрамарками для прохода на спектакли. Замысел картины Прянишникова «Шутники» или «Гостиный двор в Москве», возможно, родился под впечатлением от постановки одноименной пьесы А.Н. Островского на сцене Малого театра. А поездка художника в Петербург в ноябре 1864-го, где он успел познакомиться с собраниями Эрмитажа и Академии художеств, помогла найти ему тему. Жанровые сцены на картинах голландских художников, на которых с любовью изображен быт простого народа, запали ему в душу.

Вернувшись в Москву уже в декабре, он закончил эскиз картины и представил его на экзамен в училище. Преподаватели отметили незаурядное дарование художника в бегло очерченных характерах, умении остро построить сюжет и расположить фигуры на полотне. Ему было назначено самое большое пособие — 20 рублей в течение шести месяцев, чтобы написать картину маслом. Эскиз написан в теплых коричневых тонах и изображает городских купцов, которые потешаются над опустившимся старым чиновником, пустившимся в плясовую. Сравнивая эскиз с картиной, которая принесла ему широкую известность, видно какая большая работа была проведена художником. В эскизе образ облысевшего пляшущего пьяного чиновника в изношенном костюме не вызывает симпатии. В картине образ чиновника проработан настолько, что мы видим человека в опрятном костюме с медалью за двадцать лет прилежной службы, а его седые волосы аккуратно пострижены. Он труженик, который выбит из колеи жизни, а не пропойца и осознает унижение жизнью, но смирился с этим существованием. Художник изобразил все разнообразие торгового населения Гостиного двора, где разворачивается изображаемая сцена, людей различных возрастов и состояний.

7

Илларион Прянишников. Шутники. Гостинный двор в Москве. 1865

В «Шутниках» каждая деталь наделена своим голосом: икона, например, говорит о том, что набожность купечества не мешает издеваться над бедняками. Персонажи расположены фоном, вдоль стены, выделяя на передний план старика-чиновника, который пляшет для купчихи, удобно расположившейся в кресле спиной к зрителям. Каждый персонаж показан со своим характером. Жизненная правдивость картины раскрывает социальное зло, при помощи умело передаваемого душевного состояния каждого героя через позы, жесты, мимику.

Организация Товарищества передвижных художественных выставок объединила всех передовых художников. Они понимали роль народа как основной движущей силы истории, что и стало основной темой в картинах. Положительного героя они видели в крестьянстве и передовой интеллигенции.

На I Передвижной выставке Прянишников представил две свои картины: «Погорельцы» и «Порожняки», вторая была признана лучшей картиной на этой выставке. Талант Прянишникова выразился в том, что зритель невольно чувствует себя участником изображенного на картине события. Работу над картиной можно проследить по рисункам и наброскам, определяющим будущую картину. В эскизе изображены удаляющие розвальни, в которых лежат стопка книг и еле различимый человек, лежащий на дне саней. В эскизе 1871 года показан обоз порожняков, удаляющийся к горизонту. В следующем варианте картины деревья будут убраны, открывая бесконечные зимние просторы и дали, и предвещающий холодную ночь розовый закат. Природа органично вписывается в жанровые картины Прянишникова и составляет неразделимое композиционное решение. Фигура съежившегося от холода юноши, сидящего в санях в одежде (короткое пальто, фуражка, легкие брюки), ничего не имеющего общего с зимней. Смотря на картину, веришь, что студент, жаждущий знаний и лучших путей, обязательно доберется до цели, преодолев все трудности жизни.

16

Илларион Прянишников. Порожняки. 1872

В 1873 году Прянишников начал педагогическую деятельность, став преподавателем живописи в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, и воспитал целую плеяду художников-реалистов. Он имел большое влияние на своих учеников. Среди которых были известные мастера изобразительных искусств, такие как Иванов, Бекшев, Коровин, Архипов, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Касаткин, Корин, Малютин, Степанов и другие.

Художник занимался литографией и офортом, в 1874 году он выполнил несколько иллюстраций к произведениям Н. В. Гоголя. Прянишникову хорошо удавалось, что основано на натуре и написано на пленере. Быть иллюстратором он не любил.

29

Илларион Прянишников. Дед на сатанинском коне. Иллюстрация к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя. 1874

В своих произведениях он отражал жизнь русской деревни, будни и скрытую могучую силу крестьян. Патриотизму народа посвящены картины на тему войны 1812 года: на них противопоставлена беспомощность и обреченность пленных французов силе и мужеству русских крестьян. Духовное благородство и уверенность в правоте своего дела подняла их на защиту Родины.

Илларион Прянишников. 1812-й год. 1868

Илларион Прянишников. В 1812 году

Илларион Прянишников. В 1812 году. 1873

Илларион Прянишников. В 1812 году. 1874

Цикл охотничьих картин наполнен лирикой и любовью к родной природе. В картинах «Охота пуще неволи», «На тяге», «Конец охоты», «Ночные рыболовы», «Влопался» человек показан в полной гармонии с природой. В этих картинах появился спад идейного содержания творчества и уход от острых тем и социальных конфликтов. Прянишников в 1880-х годах работал преимущественно над темой пореформенного крестьянства. Бытовые сцены передавали душевные переживания героев, а картины наполнены любовью к «маленькому» простому человеку. Художник показывал жизнь не только убогой и нищей — он воспевал красоту русской земли.

52

Илларион Прянишников. На тяге. 1881

Последние работы написаны в 1890-х годах: дальнейшей серьезной работе препятствовала обострившаяся болезнь. Прянишников уехал в Крым, где скучал по своему прежнему укладу жизни и друзьям, но где к концу 1892 года наступило временное улучшение, и он, вернувшись в Москву, жадно взялся за работу. Болезнь вновь обострилась, и 24 марта 1894 года Прянишников умер — отдав все свои силы делу Товарищества передвижных художественных выставок и близкому к народу искусству. Прянишников писал то, что его волновало, и это восприятие передается зрителю: на его картинах все просто и верно, так, как бывает в жизни.

Смотрите галерею к статье


Читайте ранее в этом сюжете:
Вечно молодой Рафаэль

Наталья Стрельцова

Источник: regnum.ru

RU-EGRUL